«Кручу, верчу, запутать хочу…» или манипуляции вниманием
В детстве я очень любил поспорить с родителями, как и любой ребенок. Я старался ими манипулировать с выгодой для себя. Знакомо? «Маам, ну купиии…!» Да, да и не только. Повзрослев, я не расстался с желанием доказать свою точку зрения заказчикам, клиентам или просто друзьям за барным столиком. В океане бизнеса водятся мастера нелегкого искусства полемики. Сегодня я расскажу несколько уловок, благодаря которым вы сможете манипулировать собеседниками. Интересно?
Уловки – манипулятивные средства, использующие хитрые винтики человеческой психики и позволяющие, при необходимых обстоятельствах, как то: деловые встречи, дискуссии или переговоры, завладеть вниманием собеседников и эффективно навязать им свою точку зрения.
Но и ваш противник может использовать манипуляции против вас. Важным будет не попасть под влияние уловок оппонента, а уж использовать этот арсенал в своих целях или нет, решайте сами.
1) Программирование восприятия– на эту тему, есть неплохой советский документальный фильм под названием «Я и другие». Суть такова – если показать вам фото человека, объяснив, что это преступник, вы легко найдете в нем черты преступника, но если сказать, что он писатель или сатирик вы найдет в нем и эти черты. Нет ничего проще, чем заранее сказать пару слов о выступающем, таким образом запрограммировав аудиторию.
2) Блокирование повторного ознакомления– Скажем, что-то типа: «Давайте так, не скачем с места на место, один пункт прошли и уже больше к нему не возвращаемся, а то времени не хватит»
3) Перерыв– когда в дискуссии мы приходим к нужной нам точке зрения, имеет смысл устроить перерыв, а после этого продолжать с этой точки, как с окончательного решения.
4) Трудные мысли– блокировка невыгодного спора. Говорим что-то вроде: «Я не могу с Вами беседовать дальше. Ваши мысли слишком сложны для меня, слишком высокие материи затрагиваете…»
5) Доверительность– «Скажу вам по совести…», «Честно ответить?..», «Признаю,...»
6) Стыд– «Кааак, вы не знакомы с этой концепцией?! Тогда я, к сожалению, не смогу продолжать…». Дальше мнение собеседника игнорируется и можно навязать свою точку зрения.
7) Белое Безмолвие– бывает так, что самый сильный аргумент это молчание и чем дольше оно тянется, тем больше гнетет оппонента. Так, в некоторых случаях, человек рад услышать хотя бы отказ.
8) Многократное повторение– основано на том, что если в течении н-ого количества раз повторять одну и ту же фразу – собеседники свыкнутся с ней и это станет их программой действий.
…
Вот он – далеко не полный список манипуляторских уловок. Возможно, у меня получится вернуться к ним еще раз. Следовать ли экологическому кодексу – то есть применять на практике только «белые» методы? Каждый решает сам, но важно помнить, что все последствия применения этих техник каждый также берет на себя.
© Леонид Петров, 2012
Вконтакте, Tweet или Google+, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо вам!